Четверг, 28.03.2024, 15:25 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта

«  Февраль 2012  »
20212223242526

Главная » 2012 » Февраль » 13 » Шимпанзе более разумны, чем кажутся

Шимпанзе более разумны, чем кажутся
Недавно биологи из Японии выяснили, что шимпанзе способны составлять модель психического состояния своих сородичей. То есть они могут понимать цели и мотивы поведения других индивидуумов, даже если эти цели и мотивы непосредственно их самих никак не касаются. Получается, что данные обезьяны действительно обладают зачатками разумного поведения.

Шимпанзе и раньше удивляли ученых своим умом и сообразительностью. Однако доказательств того, что у них имеется хоть какое-то разумное поведение, хотя бы в зачаточном состоянии, до сих пор не было. Однако недавно японским ученым удалось доказать, что, по крайней мере, так называемая, "теория разума", справедлива не только для людей, но и для этих забавных и милых обезьян.

Что же такое "теория разума"? Под ней обычно исследователи понимают способность человека представлять модель психического состояния своих сородичей. Иначе говоря, понимать мотивацию его поступков и делать из своих наблюдений за ними правильные выводы. Именно эта способность дает нам возможность сопереживать другим людям, помогать им, если нужно и до какой-то степени понимать и предсказывать его поведение.

Следует заметить, что этой способностью мы пользуемся постоянно в привычной жизни, просто редко осознаем это. Например, в ситуации, когда молодой человек, видя, что старушка несет тяжелую сумку, сам, то есть без просьбы с ее стороны, предлагает ей помощь, он поступает в строгом соответствии с "теорией разума". Ей же следует и автолюбитель, который без лишних слов подает своему коллеге, чинящему машину, именно тот инструмент, который нужен — он ведь хорошо представляет, что именно делает тот в данный момент времени.

До сих пор считалось, что подобное свойственно лишь людям. Однако эксперименты биологов из Киотского университета (Япония) показали, что шимпанзе также могут следовать "теории разума". Сначала ученые посадили в две соседние клетки двух шимпанзе (Pan troglodytes), которые приходились друг другу родственниками — то есть, например, мать и ее взрослого сына или дочь. Это делалось потому, что две "чужие" обезьяны могли вообще не проявить интереса друг к другу — шимпанзе не очень-то быстро и охотно знакомятся.

Далее одной из обезьян давали задание, которое она не могла выполнить самостоятельно. Например, передвинуть тяжелый ящик, что можно было сделать лишь при помощи палки, которой у шимпанзе не было. Или выпить сок из банки с таким узким отверстием, через которую могла пройти только соломинка (которой тоже не было). Зато все эти предметы были у соседа — ему в клетку помещали весь набор инструментов. Причем среди них были и такие, которые для выполнения всех заданий были абсолютно бесполезны.

В итоге выяснилась одна интересная вещь: когда одна из обезьян понимала, что ей не достать сок без подручных средств, она просила помощи: хлопала в ладоши, прижималась мордой к перегородке между клетками и вообще старалась обратить на себя внимание соседа. И он всегда подавал ей тот инструмент, который был нужен. Следует заметить, что, конечно же, в данном случае все шимпанзе, участвовавшие в данном эксперименте, хотя бы один раз в жизни подобные задания уже выполняли. Поэтому-то они ни разу не ошибались, предлагая помощь.

Однако, подобное наблюдалось в том случае, если обезьяна видела, чем именно занят ее сосед. Если же биологи лишали его такой возможности (например, отгораживали часть клетки), то он часто ошибался и подавал не те инструменты. А в некоторых случаях он начинал подавать все предметы, что были у него в клетке — до тех пор, пока случайно не натыкался на правильный.

Как видите, данные эксперименты убедительно доказывают, что и шимпанзе могут понимать мотивацию поведения другого индивидуума и предсказывать его поступки. До этого считалось, что они способны делать это лишь в соревновательных ситуациях, когда у нескольких животных мотивация одна и та же (например, когда все стадо собирает одну и ту же пищу). Однако, оказывается, что эти обезьяны следуют "теории разума" и в других случаях. Не исключено, что они вообще всегда могут предсказать действия своего сородича.

Кстати, чуть раньше похожий вывод сделали немецкие этологи из Института эволюционной антропологии общества имени Макса Планка, которые изучали жизнь диких шимпанзе, обитающих в лесах Уганды. Они выясняли, каким образом эти обезьяны предупреждают своих сородичей об опасности. И, следует заметить, результаты их исследований были весьма интересными.

Этологи провели ряд экспериментов — вблизи места обитания стаи они прятали макет габонской гадюки или гадюки-носорога, то есть тех ядовитых змей, которых шимпанзе боятся больше всего. А дальше они моделировали ситуацию так, чтобы кто-нибудь из группы обязательно увидел эти макеты. После чего при помощи видеокамер его поведение фиксировалось на пленку.

Так вот, выяснилось, что при обнаружении "змеи" шимпанзе вовсе не давали общий сигнал опасности. Они сообщали о ней лишь тем членам группы, которые, по их мнению, не видели угрозу (например, потому, что находились от места, где был спрятан макет, достаточно далеко). А тем, кто был рядом, обезьяны не сообщали тревожные новости — видимо, они полагали, что те и сами видят "змею".

Кроме того, обнаружилась еще одна интересная вещь — нашедший змею сообщал об опасности не всем своим сородичам, кто был "не в курсе", а лишь некоторым. А далее следовала цепная реакция — предупрежденные обезьяны сообщали об угрозе остальным членам группы. Причем также только тем, кто, по их мнению, не мог сам видеть змею. Интересно также и то, что если ситуация была смоделирована таким образом, что макет гадюки видела вся стая, то шимпанзе вообще не поднимали сигнала тревоги, а просто старались быстрее уйти из этого опасного места.

Очевидно, что и в этом случае обезьяны действовали согласно "теории разума". Они хорошо понимали (видимо, отслеживая какие-то детали поведения), кто из их собратьев видел "змею", а кто — нет. То есть могли, как и человек, представить модель психического состояния своих сородичей, и действовать в соответствии с ней. Это исследование является независимым подтверждением выводов японских ученых, и особенную ценность представляет то, что немецким этологам удалось доказать наличие этой способности у диких шимпанзе (это исключало возможность интерпретации результатов японского эксперимента как-то, что шимпанзе все у людей подсмотрели).

Итак, как видите, по крайней мере, некоторыми зачатками разумного поведения шимпанзе действительно обладают. Поэтому вполне логично признать их не только очень умными, но еще и вполне разумными животными. Сейчас японские ученые хотят провести похожие эксперименты и с близкими родственниками шимпанзе, бонобо (Pan paniscus). И, кто знает, может быть, вскоре количество разумных существ на нашей планете вновь увеличится…