Четверг, 28.03.2024, 13:54 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта

«  Апрель 2012  »
16171819202122

Главная » 2012 » Апрель » 27 » Земля - планета грибов. Ещё одна загадка для человечества

Земля - планета грибов. Ещё одна загадка для человечества
Грибы — одна из особых форм жизни, они обладают некоторыми признаками и растений, и животных, и играют важную роль в образовании органического вещества на Земле. Грибы — важный продукт питания, содержащий белки, витамины, микроэлементы, в год их съедают до 5 млн тонн. Они являются источником производства антибиотиков, возможно, и лекарства от рака.

Наносят грибы и вред: уничтожают до 30% заготавливаемой древесины, воздействуют на нефтепродукты, металлы и другие материалы.

Могут вредить здоровью людей и животных.

Сколько видов грибов существует? На Земле, по оценкам микологов, их около 160 тысяч штаммов. В десяти куб. сантиметрах почвы можно найти восемь километров паутинок этого живого организма, дышащего кислородом, но живущего под землей.

Немного невероятного

Говоря о чём-то малоизвестном и не всегда понятном в природе, напомним, что уже признано, что растения обладают своеобразным сознанием, общаются друг с другом, умеют чувствовать. Это обнаружил американский биолог Клив Бакстер в 70-е годы, и подтвердил наш учёный В. Пушкин. Говоря об этих свойствах, присущих и человеку, оговоримся, что различия в их проявлениях у растений, грибов и человека очень велики.

Что же касается мира грибов, то здесь также много волнующих загадок, над которыми бьются учёные. Например, американские индейцы уверяют, что «грибы говорят». С грибами связаны некие таинственные явления, о которых всё больше говорится в иннете.

В 2000 году профессор Тошиюки Накагаки из университета в Хоккайдо обнаружил, что жёлтый плесневый гриб легко нашёл дорогу в лабиринте, который применяется для проверки интеллекта мышей, отправив свои отростки за кусочком сахара по лучшему маршруту. В следующий раз другой отросток того же гриба поднялся на стенку лабиринта и, «не сомневаясь», двигался поверху прямо к сахару.

Рассматривая грибную сеть, учёные обнаружили её удивительное сходство с компьютерной сетью. Однако, где же мозг, который руководит этим сообществом? Тошиюки Накагаки делает предположение о феномене «коллективного разума», который руководит им, как, например, в огромной стае птиц или насекомых, и даже в большой толпе людей, или… как компьютерный сервер.

Большой знаток «царства грибов», писатель Майкл Поллан даёт им такое определение: «Если почва — это желудок земного шара, то грибы — его пищеварительные соки». Самой большой тайной грибов он считает их огромную энергию.

В Чернобыле найден новый гриб, который питается радиоактивным излучением. Нашёлся грибок, решающий проблему разложения пластика, до сих пор неподвластную человеку.

Словом, этот подземный мир полон загадок, и учёные пытаются их разгадать.

Микологи Ботанического института РАН им. Комарова (БИН)

Традиционная встреча в клубе «Матрица науки» в РИА Новости Петербурга была посвящена работам отечественных микологов.

Александр Коваленко, доктор биологии, руководитель лаборатории систематики и географии грибов БИН, к своим «подопечным» относится уважительно.  «Вначале было не Слово, вначале были грибы», — шутит он. Говоря о значении микологии, науки о грибах, он подчеркнул, что грибы составляют 15% субъектов живой природы Земли, и оказывают существенное влияние на природу и жизнь человека. В связи с этим учёные БИН активно изучают их. В его лаборатории составлен один из крупнейших в мире микологических гербариев, в котором представлено более 250 тысяч грибов.

Учёные находят грибы во всех экосистемах Земли. Они играют важнейшую роль, например, в образовании почв, без которых на Земле не было бы растительности. Только симбиоз грибов и растений создаёт условия для дальнейшего роста растений.

При этом грибы играют и деструктивную роль, уничтожая растения и повреждая жилища. Обнаружено 640 видов таких вредителей. Важно их изучить и уметь им противостоять. Количество ещё не изученных грибов в России, по прогнозам, может превысить 11 тысяч видов. Александр Коваленко говорит, что у микологов большой объём работы: «Новые виды грибов обнаруживаются постоянно. Особенно сейчас, при проведении молекулярно-биологических исследований». Например, недавно в Белом море обнаружено ещё около 200 видов грибов, растущих в воде и на растениях.

Евгения Богомолова, старший научный сотрудник БИН, рассказала, что институт приступает к изучению «грибного населения» Заполярья, Арктики и Антарктики: «В Антарктиде очень много интересных штаммов… там целый комплекс каких-то приспособительных реакций к низким температурам и малому содержанию питательных веществ». На арктическом побережье, несмотря на суровые условия, везде в почве и даже во льду живут грибы.

Учёные рассказали о «грибной ситуации» Петербурга и Северо-Запада. В этом регионе насчитывается около двух тысяч шляпочных грибов, в Петербурге — около 800 видов, микроскопических грибов в разных сферах обитания — несколько тысяч, в помещениях — до 20 видов.

Микологи подробно исследовали воздушную среду города, таких крупнейших учреждений культуры, как Эрмитаж, Русский музей, библиотеки, архивы; метро и жилищ. Результатом исследования стала книга «Микроскопические грибы в воздушной среде Санкт-Петербурга». Информация и советы, приводимые в ней, чрезвычайно важны для подобных учреждений и обыкновенных граждан, так как наличие грибка в воздухе и помещениях влияет на качество жизни и здоровье людей.

Споры микрогрибов всегда присутствуют в воздушной среде, говорится в книге. Этому способствуют и новые строительные материалы, и нарушения строительных технологий. Эти поры, попадая в легкие, становятся причиной аллергий и глубоких микозов. Они также наносят вред объектам культуры и создают нездоровую атмосферу в метро.

В книге указывается, что применение природных веществ останавливает процесс развития грибов и снижает их инфекционную опасность. К ним относятся эфирные масла. Наибольшим эффектом обладают масла туи, гвоздики, чайного дерева.

«Природа адаптируется к новым вызовам», её следует более активно изучать, считают учёные. В институте создан Экспертно-инновационный центр, который будет заниматься проблемами микологии на стыке фундаментальных и прикладных наук.

Микологи помогают людям, а как живётся им самим? Лаборатория систематики и географии грибов Ботанического института — самая крупная в стране и одна из ведущих в мире. По словам А. Коваленко, весь институт получает в год около 145 млн рублей. Этого хватает только на небольшую зарплату сотрудникам и оплату коммунальных платежей. Наука развивается благодаря грантам. Государство через Академию наук выделило в 2011 году всего три млн рублей на исследования и экспедиции «на весь Ботанический институт, где работают 450 человек, включая 300 научных сотрудников», добавил учёный.

На многочисленных сайтах читаем: «Споры носятся по просторам Вселенной. Наука не знает, а гриб думает».

В ответ на вопрос в клубе «Матрица науки»: «Гриб — это что или кто?», — учёные молчат и загадочно улыбаются.

Категория: Грибы | Просмотров: 3703 | Добавил: Sergo | Рейтинг: 3.0/1