Вторник, 19.03.2024, 14:04 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта

«  Январь 2013  »
14151617181920

Главная » 2013 » Январь » 21 » Грибы-монстры - пришельцы из космоса

Грибы-монстры - пришельцы из космоса
Не исключено, что когда-то очень давно споры грибов были занесены на нашу планету упавшими астероидами и метеоритами, уж больно эти творения природы отличаются и от растений, да и от всех других земных живых существ. Многие тайны грибов еще не раскрыты, поэтому тот, кто посвятит свою жизнь их изучению, вполне может рассчитывать на сенсационные открытия.

Пришельцы из другого мира

Ученые нередко называют грибы «пришельцами из другого мира». Дело в том, что они очень существенно отличаются от всех других видов земной растительности, грибы лишены хлорофилла, могут расти в полной темноте и, в отличие от всех других растений, поглощают кислород.

Многие могут этому не поверить, но, по мнению ряда исследователей, грибы сыграли большую роль в истории человечества. Американский ученый Теренс Маккен в свое время даже выдвинул гипотезу, согласно которой галлюциногенные грибы могли стать своеобразным катализатором эволюции приматов и способствовали превращению обезьян в человека разумного. Конечно, подобная гипотеза вызвала весьма неоднозначную и в основном негативную реакцию в ученом мире.

Прав Теренс Маккен или нет, но точно известно, что с древних времен шаманы использовали галлюциногенные грибы для входа в особое состояние, в котором они общались с духами умерших, своими божествами, узнавали о предстоящих событиях. Родиной галлюциногенных грибов многие считают Мексику, ведь именно там впервые европейцы ознакомились с практикой их применения, однако такие грибы распространены на всех континентах.

Известно, что на Севере шаманы также использовали галлюциногенные грибы, в частности — мухоморы. Есть сведения, что мухоморы использовали и викинги, они принимали точно выверенную «дозу» таких галлюциногенов перед сражением, после чего, полностью расставшись со страхом, одурманенные бросались в бой.

Древних поражала возможность грибов вырастать без семян, словно бы ниоткуда. Высказывались предположения, что они появлялись после ударов молний, вследствие воздействия росы или неких чудодейственных сил. Некоторые даже полагали, что к появлению грибов были причастны некие божественные силы. Сохранился немецкий травник XVI века, в котором есть такая запись: «Грибы называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие».

Впрочем, гораздо большее распространение в Средние века получило противоположное мнение: что грибы являются производной от воздействия нечистой силы. Особенно поражала суеверных людей способность некоторых грибов расти правильными кругами, которые прозвали «ведьмиными». Такие круги могли достигать в диаметре до двухсот метров и, конечно, внушали определенный страх людям, которые в то время еще ничего не знали о грибнице и о том, как растут грибы. Внутрь таких кругов многие опасались заходить, полагая, что именно в этом месте резвится нечистая сила, начиная от ведьм и кончая гоблинами.

И травят, и спасают

Ученые говорят о том, что на Земле был момент, когда на планете царствовали почти одни грибы. Случилось это в пермский период, когда в нашу планету врезался огромный астероид. В результате катастрофических последствий этого падения погибло до 80% всех наземных животных и растений, были уничтожены до 90% морских видов. Исследователи считают, что в результате катастрофы земная растительность длительный период состояла из одних грибов, которые утилизировали останки животных и погибших деревьев. Потом животный мир на планете возродился, и не исключено, что этому в какой-то степени способствовали и грибы.

Точно не известно, когда древние люди познакомились с грибами, но возраст первых наскальных изображений грибов насчитывает несколько тысяч лет. Считается, что самые древние письменные упоминания о грибах были сделаны Еврипидом (480 — 406 года до н. э.), хотя, без сомнения, существовали и более древние письменные источники, ведь большинство из них было утрачено во время войн, пожаров (вспомним знаменитую Александрийскую библиотеку) или просто рассыпалось от времени. А вот о галлюциногенных грибах и связанных с ними ритуалах впервые написал францисканский миссионер Бернардино де Саагун, побывавший в Южной Америке.

С помощью грибов не раз «творили» историю мира. Особенно на этом поприще отличились римляне, ядовитые грибы нередко использовались ими для устранения личностей, имеющих большое влияние на историю. Так, Агриппина, мать будущего императора Нерона, отравила блюдом из грибов своего мужа императора Клавдия. Полагают, что грибами были отравлены также король Карл VI и Папа Римский Климент VII.

Грибами не только травили людей, но и лечили. В Японии и Китае уже два тысячелетия существуют различные методы лечения грибами, причем многие из них весьма действенны. Немалые надежды на грибы возлагают исследователи, которые ищут способы лечения рака. Кстати, стоит вспомнить, что пенициллин был выделен из колонии грибков, как и все последующие антибиотики. Пожалуй, многие из нас могут вспомнить, что эти лекарства когда-то спасли нашу жизнь, ведь в прошлом обычное воспаление легких нередко заканчивалось смертельным исходом.

Грибы-убийцы в провинции Юньнань

Иногда грибы становятся причиной трагических, почти детективных историй. С 1980 года китайские медики на протяжении почти тридцати лет не могли разгадать тайну странных смертей жителей деревень юго-западной провинции Юньнань. Ежегодно в разгар сезона дождей десятки крестьян умирали от внезапной остановки сердца, хотя никаких видимых причин для этого не было. Появился даже специальный термин — юньнаньский синдром внезапной смерти, от которого за три десятка лет умерло 400 человек.

Пять лет Китайский центр контроля и предотвращения заболеваний занимался юньнаньским синдромом и наконец-то разгадал тайну внезапных смертей. Эксперты пришли к выводу, что всему виной является безвредный на первый взгляд гриб вида Trogia, известный в провинции как «Маленький белый».

В первый год исследований ученым удалось установить, что все жертвы синдрома пили воду из поверхностных источников, пережили эмоциональный стресс и, наконец, все они употребляли в пищу грибы. Именно на грибы и решили обратить особое внимание исследователи, ведь более 90% смертей приходились на июль и август, когда многие крестьяне собирали в лесу грибы и готовили из них различные блюда.

Хотя к концу 2005 года в провинции Юньнань распространили предупреждение о недопустимости употребления в пищу незнакомых грибов, внезапные смерти среди крестьян продолжались. Жители провинции продолжали есть грибы, а их в этих местах произрастало огромное количество разновидностей. Ну а ученые продолжили разрабатывать свою «грибную» версию. К 2008 году им удалось обнаружить, что во многих домах, где от загадочного син­дрома погибли люди, в пищу употреблялся не очень известный ученым вид грибов. Он был очень маленького размера, поэтому его не продавали на рынках.

Медики мгновенно развернули широкую пропагандистскую кампанию по предотвращению употребления подозрительного гриба в пищу. Оказалось, их версия подтвердилась! Как только население оповестили об опасных грибах, количество умерших резко сократилось, в 2010 году оно почти сошло на нет.

Самое интересное, что смертельно опасные грибы умудрились задать ученым довольно сложную загадку. Согласно проведенным анализам, в них были некоторые токсины, но явно недостаточные для того, чтобы убить человека. Исследователи продолжают работы по выделению из грибов токсина, они намерены выявить, какое влияние он может оказывать на сердце и может ли он остановить его.

Возникло предположение, что в зловещем грибе есть и второй химический агент, также негативно влияющий на людей. У многих умерших в организме отмечался повышенный уровень бария, этот тяжелый металл содержится в почве и извлекается из нее грибами. Ученые не исключают возможности того, что из-за ухудшения экологии гриб мутировал и приобрел ранее отсутствующие у него опасные свойства.

Если городские жители вполне могут при поездке в лес набрать опасных поганок и отравиться, то крестьяне веками собирают одни и те же грибы, передавая из поколения в поколение свои знания о съедобных и безопасных для употребления видах. Многие грибы активно усваивают из почвы тяжелые металлы, поэтому медики не рекомендуют собирать их вдоль дорог с интенсивным автомобильным движением и в зонах промышленных предприятий, мусорных свалок и различных хранилищ химических и других токсичных отходов. Усваиваемые грибами из почвы вредные вещества вполне могут превратить когда-то безопасный гриб в токсичного и опасного мутанта.

В жаркое и засушливое лето опасными могут стать на первый взгляд абсолютно надежные грибы, в том числе и белые. Дело в том, что выпадающие на почву промышленные выбросы не вымываются из нее дождями, накапливаются и в более значительных количествах поглощаются грибами. Поэтому старайтесь собирать грибы в «благонадежных» в экологическом отношении лесах. Кстати, есть анекдот, что можно есть любые грибы, «правда, некоторые — только раз в жизни»…

Монстр из бутылки с рябиной

История об этом грибе-монстре довольно давняя, в свое время она освещалась в ряде изданий, но сейчас почти позабыта, хотя прекрасно демонстрирует невероятные способности некоторых грибов выживать в самых экстремальных условиях. Гриб-монстр был обнаружен в обыкновенной бутыли с заготовленной на зиму рябиной. Произошло это в поселке Листвянка на берегу озера Байкал. Необычный сгусток слизи из бутылки слили в цинковое корыто, где тот начал бурно расти. Это напугало владельцев бутыли, и они сожгли разрастающуюся слизь на улице.

Слух об этом загадочном случае дошел до ученых, на камне возле места сожжения им удалось обнаружить споры таинственного гриба. Камень поместили в емкость с водой, в которой очень быстро появилась белесая муть, за пару дней превратившаяся в комковатую слизь с фиолетовым отливом. Исследователи разделили слизь на несколько частей, две из них использовали для экспериментов, другие оставили как контрольные.

Первую экспериментальную часть гриба залили дистиллированной водой, а затем заморозили до минус восемнадцати градусов. Многие полагали, что гриб погиб, но когда через три часа его оттаяли и поместили в слабый раствор глюкозы, он сразу ожил и начал стремительно увеличиваться в размерах. Эксперимент решили усложнить, гриб заморозили на 30 суток, затем разбили молотком на осколки, один из которых поместили в питательную среду. Через 10 дней гриб начал расти, а через 15 дорос до размера разбитой экспериментальной части.

Вторую экспериментальную часть гриба, наоборот, подвергли воздействию высокой температуры и высушили до тонкой эластичной линзочки. Ее прогладили раскаленным утюгом, после чего она превратилась в тонкую хрупкую блестящую пластинку, чем-то напоминающую слюду.

Ученые решили соединить обе экспериментальные части в одном сосуде, они через некоторое время слились в единую особь белого цвета с фиолетовым оттенком, примечательно, что она была гораздо более жизнестойка, чем контрольные части. В сосуд с полученной особью добавили одну из контрольных частей, она была усвоена новым грибом без каких-либо изменений приобретенных свойств.

В ходе дальнейших экспериментов ученые установили, что гриб-монстр способен длительное время оставаться без воды в состоянии анабиоза. Стоило добавить к нему чуточку воды, как он быстро оживал. Например, один раз исследователи выложили гриб на мокрую газету, гриб стал расти как тесто на дрожжах, при этом пожирая свою бумажную «подстилку».

Гриб оказался весьма всеядным. Брошенная в сосуд с ним рыбка исчезала примерно за 12 часов. Не повезло ученому, который окунул в сосуд с грибом палец, почти вся кожа с него оказалась утрачена. Поразительно, но гриб не боялся никаких органических ядов, он просто разлагал их на безобидные для себя вещества. При добавлении в сосуд разных веществ гриб мог менять окраску, например, после куска сахара он становился бесцветным.

Студенистый монстр спокойно выдерживал кратковременное кипячение, не боялся электромагнитного воздействия и вибрации. Когда гриб раскрутили на центрифуге, он стал более плотным и упругим, в его центральной части началась пульсация, которая продолжалась целые сутки.

Проведенных исследований было вполне достаточно для вывода, что распространение гриба-монстра может представлять большую опасность как для животного мира, так и для человека. По постановлению специальной комиссии гриб решили уничтожить. Ученые собрали все препараты с грибом, сосуды, приборы и даже рабочую одежду и обувь, все это поместили в цистерну, облили соляркой и сожгли. Было уничтожено все, на чем могли оставаться споры загадочного гриба.

Однако было высказано предположение, что споры гриба могли оставаться в тайге, в том месте, где была собрана рябина. Правда, с тех пор прошло уже много времени, но гриб-монстр, к счастью, никак не проявил себя. Может, он все же погиб в одну из суровых зим, а может, притаился и ждет своего часа. Откуда же он взялся? По одной из гипотез, это гриб-мутант, есть и версия о его космическом происхождении. Загадочный гриб даже связывают с падением Тунгусского метеорита. Если споры таких грибов-монстров могут на самом деле путешествовать в космическом пространстве, в будущем нас могут ожидать крупные неприятности, ведь метеориты каждый день падают на нашу Землю…