Исследователи из Австрии и Великобритании научили крыс различать запахи двух видов белого вина — Рислинга и Совиньона Блан. Часть животных узнала разновидности, даже когда производитель вина был другим. Результаты опубликованы в журнале Animal Cognition.

Поскольку обоняние людей уступает обонянию многих видов млекопитающих, можно предположить, что мы компенсируем это с помощью когнитивных ресурсов. Так, например, сомелье могут полагаться на язык и способность к категоризации, чтобы различать сорта вин. И есть гипотеза, что нечеловеческие животные не могут этого делать — как раз потому, что им не хватает ментальных представлений. С другой стороны, категоризация, пусть и нелингвистическая, доступна и другим животным — и это, вместе с более развитым обонянием, могло бы дать им преимущество в различении сложных обонятельных стимулов вроде запаха вина. Однако экспериментально ни одна из этих гипотез не проверялась.
Элиза Франселли (Elisa Frasnelli) из Университета Линкольна и ее коллеги из Великобритании и Австрии решили выяснить, смогут ли домашние крысы (Rattus norvegicus domestica) различить по запаху два сорта белого вина — Рислинг и Совиньон Блан. Ранее было показано, что эти грызуны быстро учатся различать даже очень похожие запахи — например, запахи алифатических кислот и спиртов, а также их изомеров. Поэтому ученые предположили, что крысы справятся и с вином.
Двенадцать самцов крыс сначала — в качестве тренировки — учили различать клубничный и карамельный запахи. На листок фильтровальной бумаги капали экстракт, а сам листок помещали в бумажный стаканчик, накрытый крышкой с небольшим отверстием. Восемь таких стаканчиков размещали на карусели — в четырех была «клубника», в четырех — «карамель». Крыса сидела в камере с отверстием, напротив которого ставили карусель. После каждого образца запаха с противоположной стороны камеры выезжал рычаг. Испытуемые должны были нажать на него, если им предъявили тот запах, который вознаграждается. В таком случае после нажатия крыса получала доступ к сахарной грануле. Если же крыса нажимала на рычаг, почуяв второй запах, ее наказывали паузой.
Одиннадцать из двенадцати крыс научились различать эти запахи за 4–20 сеансов, после чего начался аналогичный эксперимент с вином. Теперь в стаканчиках была бумага, пропитанная либо Рислингом, либо Совиньоном Блан. На каждый сорт приходилось по четыре образца — разных урожаев, происхождения и производителя. Спустя 31–67 сеансов обучения девять крыс смогли отличать вознаграждаемое вино в 94 процентах случаев. Два грызуна не справились и выбыли из исследования.
Далее исследователи решили протестировать животных на новых винах из винограда того же сорта. На карусели расположили шесть стаканчиков с уже знакомыми запахами двух вин, и два — с запахами новых вин тех же сортов. Новые запахи не вознаграждались, но при этом за реакцию на них грызунов не наказывали. Крысы узнавали обе разновидности даже в новом исполнении: они чаще нажимали на рычаг, когда им предъявляли новый образец того сорта, который ранее вознаграждался. Однако новые вина крысы идентифицировали не так хорошо, как знакомые, и средняя доля правильных ответов составила 65 процентов. Крысы нажимали на рычаг в случае нового вознаграждающего образца примерно в 50 процентах случаев, и в 16 процентах случаев — когда сорт не вознаграждался.
Интересно, что один новый образец Рислинга крысы не смогли узнать и отличить. Это вино было произведено тем же виноделом, что и один из образцов Совиньона Блан, которое тоже использовалось в этом исследовании. Авторы, продегустировавшие оба вина, также отметили их сходство. Они предположили, что крысы могли уловить сходство запахов, которые объяснялись схожими особенностями производства или условиями выращивания.
https://nplus1.ru/news/2025/02/28/rats-tasters |