Палеонтологи обнаружили на раннепермском местонахождении Бромакер в Германии окаменевшую рвоту возрастом 290–293 миллиона лет. Вероятно, она принадлежала сфенакодонтиду Dimetrodon teutonis или варанопиду Tambacarnifex unguifalcatus.

Как отмечается в статье для журнала Scientific Reports, в рвоте присутствуют кости по крайней мере трех видов тетрапод разного размера. Это означает, что существо, которое произвело ее, обладало гибким рационом и при возможности поедало мелких, средних и относительно крупных животных — или их трупы.
Обычно палеонтологам приходится судить о рационе вымерших животных по косвенным признакам, например, строению ротового аппарата и износу зубов. Однако порой в их руки попадают образцы, которые напрямую указывают, чем питались давно исчезнувшие организмы. Речь о бромалитах — ископаемых следах деятельности пищеварительной системы. К ним относятся кололиты (окаменевшее содержимое желудка и кишечника), копролиты (окаменевшие экскременты) и регургиталиты (окаменевшая рвота или погадки).
Арно Ребийяр (Arnaud Rebillard) из Музея естествознания в Берлине и его коллеги описали необычный бромалит, относящийся к палеозойской эре. В центре внимания исследователей оказалось небольшое скопление костей (MNG 17001), которое было обнаружено в 2021 году на раннепермском местонахождении Бромакер в немецкой земле Тюрингия (оно относится к геологической формации Тамбах). Возраст находки оценили в примерно 290–293 миллиона лет.
Осмотрев образец и проанализировав его с помощью микрокомпьютерной томографии, Ребийяр и его коллеги выяснили, что несмотря на скромные размеры — приблизительно 5,2 сантиметра в длину, 3,1 сантиметра в ширину и 1,4 сантиметра в толщину — он содержит значительное количество костей. В общей сложности исследователи насчитали в скоплении 41 отдельную кость, без учета сильно фрагментированных. Длина каждой из них не превышает 20 миллиметров.
Основываясь на сведениях об ископаемой фауне, которая ранее обнаружена на местонахождении Бромакер, авторы смогли идентифицировать часть остатков из скопления MNG 17001. Верхнечелюстную кость они приписали капториниду Thuringothyris mahlendorffae, плечевую кость — болозавриду Eudibamus cursoris, а длинную кость кисти или стопы — одному из двух видов диадектид: Diadectes absitus или Orobates pabsti. Еще несколько костей конечностей и плечевого пояса отнести к конкретным таксонам не удалось.
Кости в скоплении MNG 17001 не были распределены случайным образом, поэтому Ребийяр с соавторами пришли к выводу, что оно является результатом работы пищеварительной системы некоего хищника или падальщика, который в течение относительно короткого времени съел тетрапод нескольких видов (или их останки). Таким образом, находка представляет собой бромалит. Поскольку скопление сохранилось не внутри брюшной полости животного, его нельзя считать окаменевшим содержимым пищеварительного тракта, кололитом. С другой стороны, по форме образец не похож и на копролит. Учитывая все это, исследователи предположили, что перед ними окаменевшая рвота — регургиталит
. Данную гипотезу удалось подтвердить с помощью микрорентгенофлуоресцентного анализа. Он показал, что распределение фосфора, иттрия и стронция между костями и остальной массой образца соответствует регургиталиту, а не копролиту.
Исследователи отмечают, что уверенно сказать, кому принадлежала окаменевшая рвота, пока трудно. Учитывая размеры костей из образца, целиком их могли бы проглотить только два вида плотоядных животных с местонахождения Бромакер: сфенакодонтид Dimetrodon teutonis и варанопид Tambacarnifex unguifalcatus. Первый из них, по оценкам авторов, достигал 80 сантиметров в длину от кончика морды до клоаки, а второй — 73 сантиметров. Несмотря на сравнительно скромные размеры, D. teutonis и T. unguifalcatus были самыми крупными животными речной поймы, которая располагалась на территории местонахождения Бромакер в ранней перми, и занимали положение верховных хищников в местной пищевой цепи.
Независимо от того, какому именно существу принадлежал регуриталит, оно обладало гибким рационом и при возможности поедало мелких, средних и крупных — по меркам Бромакера — тетрапод или их трупы. Об этом свидетельствует присутствие в регургиталите остатков животных разного размера. Кроме того, длина костей из образца и тот факт, что некоторые из них остались частично сочлененными, указывает, что произведший рвоту хищник или падальщик глотал других тетрапод целиком или отрывал от их тел крупные куски. Возможно, после кормления он отрыгивал трудноперевариваемые части, включая кости, чтобы не тратить энергию на попытки переработать их в организме. Впрочем, причина, по которой древний хищник или падальщик избавился от проглоченной пищи, могла быть и иной — например, он мог съесть слишком много или испытывал проблемы с пищеварением.
https://nplus1.ru/news/2026/02/03/permian-terrestrial-apex-predator-regurgitalite |