Среда, 17.12.2025, 18:29 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта
Меню сайта

Темы
Чупакабра [792]
Снежный человек [1136]
Морские чудовища [1075]
Сухопутные твари [930]
Летающие монстры [251]
Подземные твари [61]
Динозавры,мегафауна [1608]
Теория [1260]
Акулы [272]
Бабочки [161]
Грибы [227]
Гусеницы [64]
Дельфины [179]
Ежи [37]
Жуки [115]
Зайцы [34]
Змеи [265]
Кальмары,осьминоги [201]
Киты [296]
Копытные [591]
Кораллы [161]
Кошачьи [827]
Крокодилы [114]
Крысы,мыши [370]
Летучие мыши [176]
Лягушки [212]
Медведи [351]
Медузы,моллюски [228]
Микроорганизмы [634]
Морские звезды [42]
Морские львы,тюлени [153]
Муравьи [261]
Мухи,комары [295]
Насекомые [413]
Обезьяны [708]
Пауки [340]
Пингвины [101]
Псовые [665]
Птицы [1182]
Пчелы [369]
Ракообразные [203]
Растения [648]
Рыбы [921]
Саранча,кузнечики [29]
Слоны [160]
Сурикаты,грызуны [319]
Тараканы [59]
Улитки [78]
Хамелеоны [19]
Черви [220]
Черепахи [134]
Ящерицы [198]

Интересное
Аномальные новости

Хроники природных катастроф

Календарь
«  Март 2024  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Реклама

Логотип сайта

Форма входа

Главная » 2024 » Март » 9 » Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

11:39
Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

Зоологи из Великобритании обнаружили, что шмели могут решить сложную головоломку, только если какое-то время понаблюдают за тем, как эту головоломку решают их обученные сородичи. Это говорит о том, что насекомые способны к копированию инноваций, которые самостоятельно внедрить не могут.

Ранее такой формы социального обучения у насекомых не замечали, а некоторые ученые считают, что она доступна только людям. Результаты опубликованы в Nature. Социальное обучение, благодаря которому животные могут осваивать или совершенствовать навыки, глядя на умеющих делать это сородичей, существует даже у насекомых. Пчелы благодаря этому совершенствуют свой танец — врожденное поведение, для которого, казалось бы, не нужно учиться. Лабораторные эксперименты также показали, что социальные насекомые могут учиться у сородичей: так, исследователи учили шмелей катать шарики, и решать не очень сложные головоломки, чтобы добраться до пищевой награды — и впоследствии другие особи в колонии научились тому же, наблюдая за опытными демонстраторами. Однако все эти умения не всегда нуждались в социальном обучении — некоторые особи сами осваивали их методом проб и ошибок.

Способность копировать инновации слишком сложные для того, чтобы внедрить их самостоятельно, как полагают исследователи, лежит в основе человеческой кумулятивной культурной эволюции — и до конца не ясно, доступно ли такая форма социального обучения другим животным. Недавнее исследование показало, что шимпанзе могут перенимать у сородичей такие инновации, но не ясно, могут ли другие животные учиться у сородичей вещам, выходящим за рамки того, что они способны освоить самостоятельно. Кроме того, полевых наблюдений не всегда достаточно, чтобы определить, насколько сложна та или иная инновация и как именно она распространилась в сообществе.

Элис Бриджес (Alice D. Bridges) из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги решили выяснить, могут ли земляные шмели (Bombus terrestris) научиться у сородичей поведению, которое не могут изобрести сами. Для этого ученые придумали головоломку, для решения которой нужно было совершить несколько последовательных действий. Головоломка представляла собой диск, накрытый прозрачной крышкой с прорезью. Под крышкой было углубление желтого цвета с раствором сахарозы, но чтобы добраться до него, шмелям нужно было переместить два рычага — сначала синий, который блокировал красный, а затем и красный. Вместе с красным рычагом двигалась прозрачная крышка — и прорезь перемещалась. Толкать рычаг нужно было до тех пор, пока прорезь не окажется над углублением с раствором сахарозы, после чего им можно было полакомиться.

Три колонии шмелей имели доступ к головоломке в течение 12 либо 24 дней. Каждый день ученые устраивали шмелям сеансы предварительного обучения — предоставляли им доступ к открытому устройству с раствором сахарозы (без прозрачной крышки). Затем диск накрывали прозрачной крышкой и в течение трех часов шмели могли их исследовать. Несмотря на то, что шмели провели с закрытыми коробками суммарно 36 либо 72 часа, никто из них за это время не научился решать головоломку и не добрался до раствора сахарозы. При этом на ранних этапах эксперимента насекомые исследовали устройство, но со временем головоломка переставала их интересовать. Только в одной колонии кому-то однажды удалось передвинуть синий рычаг, но больше такого поведения не повторялось.

Тогда ученые взяли несколько шмелей из каждой колонии, чтобы научить их решать головоломку. Обучение давалось шмелям и ученым нелегко: исследователям пришлось ввести дополнительное вознаграждение, которое получали насекомые после того, как передвинули первый рычаг. Только так получилось заставить шмелей выполнять полную последовательность действий; на более поздних этапах обучения это вознаграждение удаляли. В итоге насекомые научились решать головоломку целиком, при этом они придумали два решения: некоторые шмели сначала полностью отодвигали синий рычаг, потом возвращались к красному и двигали его, а другие сдвигали синий рычаг совсем немного — только чтобы освободить красный, обходили красный рычаг и начинали толкать его (этот способ был популярнее — его использовали 6 шмелей из 9).

Затем исследователи организовали сеансы обучения для оставшихся шмелей, однако теперь они не учили их сами, награждая нужное поведение, а объединяли в пары с теми насекомыми, которые уже умеют решать головоломку. Парам шмелей предлагали по три закрытых коробки — и наивный шмель мог наблюдать за тем, как опытный решает задачу в течение 30–40 сеансов по 20 минут. В итоге 5 из 15 наивных насекомых научились решать головоломку, наблюдая и следуя за своими сородичами — на это им потребовалось около 13 часов, и в этом случае дополнительного вознаграждения не понадобилось. Научившихся шмелей отсаживали от демонстратора и предлагали решить задачу самостоятельно — и все пятеро с этим справились. Интересно и то, что шмели смогли перенять у сородичей лишь один способ решения головоломки — тот, при котором синий рычаг отодвигается лишь немного. Шмели, наблюдавшие за демонстраторами, которые сначала перемещали один рычаг до упора, а затем второй, научиться не смогли.

По всей видимости, шмели могут использовать социальное обучение, чтобы овладеть навыками, которые слишком сложны для освоения их в одиночку. Но может быть и так, что небольшая выборка в несколько десятков насекомых ограничивает исследование: если бы шмелей было больше, возможно, кто-то из них смог бы научиться решать головоломку самостоятельно. Кроме того, неизвестно, происходит ли подобное копирование инноваций у этих насекомых в естественной среде. Все это — вопросы для будущих исследований.

https://nplus1.ru/news/2024/03/07/bumblebees-social-learning

Категория: Пчелы | Просмотров: 258 | Добавил: Sergo | Рейтинг: 0.0/0


Последние новости

Нашли генетические признаки адаптации белых медведей к жизни безо льда (44)

Впервые зафиксировали совместную охоту косаток и дельфинов (37)

Самцы бонобо отследили репродуктивные циклы самок (27)

Человек по уровню моногамии оказался ближе к сурикатам, чем к шимпанзе (21)

Диплодоки могли иметь такую же яркую окраску, как современные птицы (19)

Подводная камера запечатлела редкого семирукого осьминога (20)

Нанотираннус был отдельным видом (27)

Охотники на бигфута приближаются к разгадке тайны (94)

Новое изображение Лох-Несского чудовища (56)

Бигфуты и научные исследования на грани (35)

Пчелы не эффективны против слонов (25)

Лягушки победили самых опасных шершней (34)

Нехватка сардин привела к сокращению на 95% популяции пингвинов (31)

ФБР опубликовало досье на снежного человека (85)

Гриб из Чернобыля поглощает радиацию (34)

Почему и как бенгальская кошка не стала домашней (32)

Шимпанзе и люди одинаково отнеслись к просоциальности (30)

У растений обнаружили механизм бурения плотного грунта по принципу промышленных труб (31)

В Европе распространяется хищный червь (40)

Редкая эволюционная особенность позволила пандам использовать инструменты (39)

Генетический анализ переписал историю происхождения домашних кошек (44)

Биологи нашли систему принудительного роста вниз у растений (34)

Выяснили, за какое время слоны привыкают к следящим дронам (28)

В геноме адского вампира нашли следы общего предка осьминогов и кальмаров (40)

Агрессия у собак оказалась генетически связана с человеческой депрессией (37)

Люди ищут истину, стоящую за снежным человеком (87)

Мозг птерозавров и птиц адаптировался к полету двумя разными путями (37)

В Германии нашли самого маленького в мире коня (40)

Социальное обучение позволило орангутанам освоить взрослый пищевой рацион (27)

Безуспешные поиски Лох-Несского чудовища (65)

Переписали механизм навигации у голубей (45)

Изучение пингвинов помогло воссоздать механизм коллективного поведения (40)

Споры мха выжили после девяти месяцев в открытом космосе (44)

Смешение с собаками повысило генетическое разнообразие части динго (47)

Новозеландцы встретили розовую кобылку (35)

Обезьяны показали способность отказываться от своих ошибочных убеждений (55)

У мышей обнаружили способность к «акушерству» (43)

Домашние кошки предпочли кузнечиков и сверчков (37)

Новый вид змей назвали в честь Стива Ирвина (28)

Муравьи-паразиты обманом заставили муравьев-хозяев убить собственных матерей (37)

Считавшуюся вымершей рыбу переоткрыли спустя 21 год (49)

Палеобиологи «добыли» древнейшую РНК из туши мамонтенка Юка (145)

Сколько нужно кальмаров для прокорма черных дельфинов (53)

Шмели отличили короткое мигание лампочки от длинного (55)

Пауки сделали фальшивых пауков втрое крупнее себя из объедков и мусора (55)

Ученые посоветовали кричать на чаек, чтобы не дать им украсть еду (51)

Раскрыли клеточные механизмы «мужской беременности» морских коньков (70)

Бактерии со сломанными жгутиками поплыли вперед на собственных фекалиях (67)

Как хамелеонам удается вращать глазами независимо друг от друга (53)

Скворцы превзошли попугаев в имитации звуков дроида R2-D2 (46)

Поиск


Популярное

Дикие люди Китая (35064)

Чупакабра напала на жителя Одесской области (24005)

Растения, питающиеся животными, издавна вселяли в сердца людей страх (23570)

Русские монстры: от древности до наших дней (21902)

Атлантическая треска может исчезнуть из-за роста кислотности океана (18119)

Поведение хищников опровергает правила естественного отбора (17657)

На дне Марианской впадины обитают чудовища (16403)

В произведениях Говарда Лавкрафта действуют чудовища, живущие под землей (16354)

Морского червя приняли за инопланетянина (16205)

Загадочный Каспий. Морские монстры, НЛО, русалки (16201)

Откуда вынырнули русалки? (16000)

Славянская мифология. Сказочные существа. Часть 3 (15389)

В Марианской впадине нашли загадочных существ и инопланетных гостей (15181)

Неведомое существо обитает в Приморье (14895)

В Риме гигантские сомы-мутанты пожирают птиц и крыс (14873)

Логово снежного человека обнаружено в США (14457)

10 неожиданно опасных пород собак (13490)

Крылья бабочки помогут создать антибликовое покрытие экранов (13125)

Чупакабра добралась до Воронежской области (13091)

Монстры океанов (12889)

Ровенский селянин поймал двух упитанных «чупакабр» (12706)

Морской змей в Черном море (12182)

Распутывая ДНК бигфута (12140)

Кракен - чудовище из морской бездны (12114)

Когда просыпаются русалки (12060)

Львы дружески трутся друг о друга (12044)

Похороны настоящей… русалки (11830)

Сказки - старшилки про Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча (11628)

Обнаружено самое уродливое существо на планете (11560)

В китайской гробнице нашли вымершее существо (11542)

Крысы умнее, чем Google (11507)

Страшное насекомое замечено в Индии (11490)

Рыба-мутант: что можно найти в водах Севана (11459)

Экологи просят защитить карадагское чудовище (11434)

Монстры уходят на глубину (11237)

Мертвого загадочного зверя из США опознали (11201)

Грибы-монстры - пришельцы из космоса (11153)

Кого боятся белые акулы (11144)

Морские дьяволы (10870)

Хайгейтские вампиры (10792)

Проект "Криптозоология" © 2010-2025 При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна

Яндекс.Метрика