Понедельник, 23.06.2025, 18:52 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта
Меню сайта

Темы
Чупакабра [788]
Снежный человек [1122]
Морские чудовища [1052]
Сухопутные твари [920]
Летающие монстры [250]
Подземные твари [61]
Динозавры,мегафауна [1577]
Теория [1245]
Акулы [268]
Бабочки [161]
Грибы [221]
Гусеницы [63]
Дельфины [176]
Ежи [37]
Жуки [115]
Зайцы [33]
Змеи [259]
Кальмары,осьминоги [196]
Киты [291]
Копытные [587]
Кораллы [159]
Кошачьи [816]
Крокодилы [114]
Крысы,мыши [366]
Летучие мыши [171]
Лягушки [207]
Медведи [346]
Медузы,моллюски [225]
Микроорганизмы [631]
Морские звезды [40]
Морские львы,тюлени [152]
Муравьи [254]
Мухи,комары [291]
Насекомые [407]
Обезьяны [692]
Пауки [332]
Пингвины [97]
Псовые [660]
Птицы [1166]
Пчелы [362]
Ракообразные [203]
Растения [639]
Рыбы [911]
Саранча,кузнечики [29]
Слоны [157]
Сурикаты,грызуны [316]
Тараканы [59]
Улитки [77]
Хамелеоны [18]
Черви [218]
Черепахи [131]
Ящерицы [193]

Интересное
Аномальные новости

Хроники природных катастроф

Календарь
«  Март 2024  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Реклама

Логотип сайта

Форма входа

Главная » 2024 » Март » 9 » Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

11:39
Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

Зоологи из Великобритании обнаружили, что шмели могут решить сложную головоломку, только если какое-то время понаблюдают за тем, как эту головоломку решают их обученные сородичи. Это говорит о том, что насекомые способны к копированию инноваций, которые самостоятельно внедрить не могут.

Ранее такой формы социального обучения у насекомых не замечали, а некоторые ученые считают, что она доступна только людям. Результаты опубликованы в Nature. Социальное обучение, благодаря которому животные могут осваивать или совершенствовать навыки, глядя на умеющих делать это сородичей, существует даже у насекомых. Пчелы благодаря этому совершенствуют свой танец — врожденное поведение, для которого, казалось бы, не нужно учиться. Лабораторные эксперименты также показали, что социальные насекомые могут учиться у сородичей: так, исследователи учили шмелей катать шарики, и решать не очень сложные головоломки, чтобы добраться до пищевой награды — и впоследствии другие особи в колонии научились тому же, наблюдая за опытными демонстраторами. Однако все эти умения не всегда нуждались в социальном обучении — некоторые особи сами осваивали их методом проб и ошибок.

Способность копировать инновации слишком сложные для того, чтобы внедрить их самостоятельно, как полагают исследователи, лежит в основе человеческой кумулятивной культурной эволюции — и до конца не ясно, доступно ли такая форма социального обучения другим животным. Недавнее исследование показало, что шимпанзе могут перенимать у сородичей такие инновации, но не ясно, могут ли другие животные учиться у сородичей вещам, выходящим за рамки того, что они способны освоить самостоятельно. Кроме того, полевых наблюдений не всегда достаточно, чтобы определить, насколько сложна та или иная инновация и как именно она распространилась в сообществе.

Элис Бриджес (Alice D. Bridges) из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги решили выяснить, могут ли земляные шмели (Bombus terrestris) научиться у сородичей поведению, которое не могут изобрести сами. Для этого ученые придумали головоломку, для решения которой нужно было совершить несколько последовательных действий. Головоломка представляла собой диск, накрытый прозрачной крышкой с прорезью. Под крышкой было углубление желтого цвета с раствором сахарозы, но чтобы добраться до него, шмелям нужно было переместить два рычага — сначала синий, который блокировал красный, а затем и красный. Вместе с красным рычагом двигалась прозрачная крышка — и прорезь перемещалась. Толкать рычаг нужно было до тех пор, пока прорезь не окажется над углублением с раствором сахарозы, после чего им можно было полакомиться.

Три колонии шмелей имели доступ к головоломке в течение 12 либо 24 дней. Каждый день ученые устраивали шмелям сеансы предварительного обучения — предоставляли им доступ к открытому устройству с раствором сахарозы (без прозрачной крышки). Затем диск накрывали прозрачной крышкой и в течение трех часов шмели могли их исследовать. Несмотря на то, что шмели провели с закрытыми коробками суммарно 36 либо 72 часа, никто из них за это время не научился решать головоломку и не добрался до раствора сахарозы. При этом на ранних этапах эксперимента насекомые исследовали устройство, но со временем головоломка переставала их интересовать. Только в одной колонии кому-то однажды удалось передвинуть синий рычаг, но больше такого поведения не повторялось.

Тогда ученые взяли несколько шмелей из каждой колонии, чтобы научить их решать головоломку. Обучение давалось шмелям и ученым нелегко: исследователям пришлось ввести дополнительное вознаграждение, которое получали насекомые после того, как передвинули первый рычаг. Только так получилось заставить шмелей выполнять полную последовательность действий; на более поздних этапах обучения это вознаграждение удаляли. В итоге насекомые научились решать головоломку целиком, при этом они придумали два решения: некоторые шмели сначала полностью отодвигали синий рычаг, потом возвращались к красному и двигали его, а другие сдвигали синий рычаг совсем немного — только чтобы освободить красный, обходили красный рычаг и начинали толкать его (этот способ был популярнее — его использовали 6 шмелей из 9).

Затем исследователи организовали сеансы обучения для оставшихся шмелей, однако теперь они не учили их сами, награждая нужное поведение, а объединяли в пары с теми насекомыми, которые уже умеют решать головоломку. Парам шмелей предлагали по три закрытых коробки — и наивный шмель мог наблюдать за тем, как опытный решает задачу в течение 30–40 сеансов по 20 минут. В итоге 5 из 15 наивных насекомых научились решать головоломку, наблюдая и следуя за своими сородичами — на это им потребовалось около 13 часов, и в этом случае дополнительного вознаграждения не понадобилось. Научившихся шмелей отсаживали от демонстратора и предлагали решить задачу самостоятельно — и все пятеро с этим справились. Интересно и то, что шмели смогли перенять у сородичей лишь один способ решения головоломки — тот, при котором синий рычаг отодвигается лишь немного. Шмели, наблюдавшие за демонстраторами, которые сначала перемещали один рычаг до упора, а затем второй, научиться не смогли.

По всей видимости, шмели могут использовать социальное обучение, чтобы овладеть навыками, которые слишком сложны для освоения их в одиночку. Но может быть и так, что небольшая выборка в несколько десятков насекомых ограничивает исследование: если бы шмелей было больше, возможно, кто-то из них смог бы научиться решать головоломку самостоятельно. Кроме того, неизвестно, происходит ли подобное копирование инноваций у этих насекомых в естественной среде. Все это — вопросы для будущих исследований.

https://nplus1.ru/news/2024/03/07/bumblebees-social-learning

Категория: Пчелы | Просмотров: 240 | Добавил: Sergo | Рейтинг: 0.0/0


Последние новости

Тайна сербского Лох-Несского чудовища (25)

Сняли детеныша Лох-Несского чудовища (17)

Если йети существуют, почему они до сих пор не обнаружены (18)

Позднемелового родственника ядозубов назвали в честь предводителя орков (10)

Записали звуки и передвижение таракана при помощи оптоволокна (14)

Формула идеального взмаха поможет создать роботов-птиц будущего (11)

Биофлуоресценция у рыб развивалась более 100 раз за 112 млн лет (38)

Биологи надели 3D-очки на богомолов и сделали из них буридановых ослов (22)

Насекомые способны к навигации по звездам (24)

Растения, которые не стоит собирать и выращивать (23)

Кожная слизь аксолотля распознала и уничтожила раковые клетки (21)

Нашли нового предка тираннозавра (17)

Новый вид ящерицы-монстерзавра назвали в честь вождя гоблинов (43)

Паук-кружевник убил добычу, окутав токсичным шелком (23)

В кожном секрете ослов нашли средство от клещей (26)

В Канадской Арктике нашли челюсти новой хищной рыбы девонского периода (45)

Почему птицы поют на рассвете (23)

Роевой интеллект направил муравьев расчистить путь перед сородичами с добычей (20)

Ветеринары выявили породы собак, чаще подверженные диарее (27)

Палеонтологи впервые описали кололит зауропода (18)

Бигфута сняли в лесах Колорадо (110)

Открыли гриб с производными ЛСД (39)

Байкальские рачки сохранили древнюю способность выживать при нагреве (39)

Шимпанзе заразились зевотой от робота (38)

Отыскали новую популяцию вымирающих беличьих кускусов (35)

У осьминога впервые нашли девятую работающую «ногу» (80)

Как черви совершают коллективный побег в дикой природе (52)

Новый вид рыб в «спасательном круге» нашли в китайских пещерах (44)

Почему павианы «ходят строем» (44)

Макаки с острова Авадзи увлеклись групповым грумингом (38)

Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами (24)

Какаду научились пользоваться общественными фонтанчиками для питья (34)

Поиски Лох-Несского чудовища продолжаются (66)

Лох-Несское чудовище питается лососем (43)

Постельных клопов назвали первыми насекомыми-вредителями (27)

Как мухи ощущали приложенную лапками силу (26)

Дрозофил заставили полюбить кокаин с помощью генной инженерии (24)

Тетерки охотнее спарились с самцами-танцорами, а не драчунами (33)

У кошек нашли «ген мурлыканья» (29)

Как тюлени ориентируются в мутной воде прибрежных зон (29)

Азиатские слонихи обошли саванных почти на килограмм мозга (28)

Птицы начали гнездиться в Арктике уже в позднем мелу (75)

Данио рерио адаптировались к жаре (25)

Физики напугали сомов (34)

Рыбы-клоуны уменьшились в ответ на тепловой стресс (25)

Опровергли теорию о вымирании мегалодонов (69)

Умственные способности ворон и сорок шокировали (47)

Хиолитов отнесли к самым ранним моллюскам (30)

Насекомые выпутались из паутины благодаря воску на экзоскелете (26)

Ленивцы три раза независимо стали гигантскими (33)

Поиск


Популярное

Дикие люди Китая (34912)

Чупакабра напала на жителя Одесской области (23599)

Растения, питающиеся животными, издавна вселяли в сердца людей страх (23420)

Русские монстры: от древности до наших дней (21541)

Поведение хищников опровергает правила естественного отбора (17464)

Атлантическая треска может исчезнуть из-за роста кислотности океана (17082)

Морского червя приняли за инопланетянина (16044)

Загадочный Каспий. Морские монстры, НЛО, русалки (16023)

Откуда вынырнули русалки? (15654)

На дне Марианской впадины обитают чудовища (15596)

В произведениях Говарда Лавкрафта действуют чудовища, живущие под землей (15315)

Славянская мифология. Сказочные существа. Часть 3 (15238)

В Марианской впадине нашли загадочных существ и инопланетных гостей (14747)

Неведомое существо обитает в Приморье (14706)

Логово снежного человека обнаружено в США (14111)

В Риме гигантские сомы-мутанты пожирают птиц и крыс (13938)

Чупакабра добралась до Воронежской области (12705)

10 неожиданно опасных пород собак (12516)

Монстры океанов (12497)

Ровенский селянин поймал двух упитанных «чупакабр» (12449)

Крылья бабочки помогут создать антибликовое покрытие экранов (12035)

Кракен - чудовище из морской бездны (11939)

Морской змей в Черном море (11917)

Похороны настоящей… русалки (11691)

Распутывая ДНК бигфута (11538)

Обнаружено самое уродливое существо на планете (11420)

В китайской гробнице нашли вымершее существо (11372)

Страшное насекомое замечено в Индии (11310)

Сказки - старшилки про Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча (11308)

Рыба-мутант: что можно найти в водах Севана (11265)

Когда просыпаются русалки (11251)

Крысы умнее, чем Google (11236)

Львы дружески трутся друг о друга (11184)

Экологи просят защитить карадагское чудовище (11085)

Мертвого загадочного зверя из США опознали (10970)

Грибы-монстры - пришельцы из космоса (10969)

Кого боятся белые акулы (10900)

Монстры уходят на глубину (10880)

Хайгейтские вампиры (10601)

Морские дьяволы (10521)

Проект "Криптозоология" © 2010-2025 При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна

Яндекс.Метрика