Суббота, 27.04.2024, 13:46 | Приветствую Вас Гость | Подписка на новости сайта
Меню сайта

Темы
Чупакабра [786]
Снежный человек [1071]
Морские чудовища [986]
Сухопутные твари [881]
Летающие монстры [244]
Подземные твари [60]
Динозавры,мегафауна [1469]
Теория [1198]
Акулы [263]
Бабочки [154]
Грибы [209]
Гусеницы [60]
Дельфины [170]
Ежи [35]
Жуки [114]
Зайцы [31]
Змеи [250]
Кальмары,осьминоги [187]
Киты [283]
Копытные [570]
Кораллы [150]
Кошачьи [790]
Крокодилы [112]
Крысы,мыши [349]
Летучие мыши [159]
Лягушки [193]
Медведи [343]
Медузы,моллюски [208]
Микроорганизмы [604]
Морские звезды [38]
Морские львы,тюлени [150]
Муравьи [243]
Мухи,комары [279]
Насекомые [381]
Обезьяны [628]
Пауки [312]
Пингвины [93]
Псовые [635]
Птицы [1110]
Пчелы [343]
Ракообразные [194]
Растения [596]
Рыбы [868]
Саранча,кузнечики [29]
Слоны [147]
Сурикаты,грызуны [296]
Тараканы [56]
Улитки [76]
Хамелеоны [17]
Черви [204]
Черепахи [130]
Ящерицы [187]

Интересное
Аномальные новости

Хроники природных катастроф

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив новостей

Реклама

Логотип сайта

Форма входа

Главная » 2024 » Март » 9 » Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

11:39
Шмели решили головоломку благодаря социальному обучению

Зоологи из Великобритании обнаружили, что шмели могут решить сложную головоломку, только если какое-то время понаблюдают за тем, как эту головоломку решают их обученные сородичи. Это говорит о том, что насекомые способны к копированию инноваций, которые самостоятельно внедрить не могут.

Ранее такой формы социального обучения у насекомых не замечали, а некоторые ученые считают, что она доступна только людям. Результаты опубликованы в Nature. Социальное обучение, благодаря которому животные могут осваивать или совершенствовать навыки, глядя на умеющих делать это сородичей, существует даже у насекомых. Пчелы благодаря этому совершенствуют свой танец — врожденное поведение, для которого, казалось бы, не нужно учиться. Лабораторные эксперименты также показали, что социальные насекомые могут учиться у сородичей: так, исследователи учили шмелей катать шарики, и решать не очень сложные головоломки, чтобы добраться до пищевой награды — и впоследствии другие особи в колонии научились тому же, наблюдая за опытными демонстраторами. Однако все эти умения не всегда нуждались в социальном обучении — некоторые особи сами осваивали их методом проб и ошибок.

Способность копировать инновации слишком сложные для того, чтобы внедрить их самостоятельно, как полагают исследователи, лежит в основе человеческой кумулятивной культурной эволюции — и до конца не ясно, доступно ли такая форма социального обучения другим животным. Недавнее исследование показало, что шимпанзе могут перенимать у сородичей такие инновации, но не ясно, могут ли другие животные учиться у сородичей вещам, выходящим за рамки того, что они способны освоить самостоятельно. Кроме того, полевых наблюдений не всегда достаточно, чтобы определить, насколько сложна та или иная инновация и как именно она распространилась в сообществе.

Элис Бриджес (Alice D. Bridges) из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги решили выяснить, могут ли земляные шмели (Bombus terrestris) научиться у сородичей поведению, которое не могут изобрести сами. Для этого ученые придумали головоломку, для решения которой нужно было совершить несколько последовательных действий. Головоломка представляла собой диск, накрытый прозрачной крышкой с прорезью. Под крышкой было углубление желтого цвета с раствором сахарозы, но чтобы добраться до него, шмелям нужно было переместить два рычага — сначала синий, который блокировал красный, а затем и красный. Вместе с красным рычагом двигалась прозрачная крышка — и прорезь перемещалась. Толкать рычаг нужно было до тех пор, пока прорезь не окажется над углублением с раствором сахарозы, после чего им можно было полакомиться.

Три колонии шмелей имели доступ к головоломке в течение 12 либо 24 дней. Каждый день ученые устраивали шмелям сеансы предварительного обучения — предоставляли им доступ к открытому устройству с раствором сахарозы (без прозрачной крышки). Затем диск накрывали прозрачной крышкой и в течение трех часов шмели могли их исследовать. Несмотря на то, что шмели провели с закрытыми коробками суммарно 36 либо 72 часа, никто из них за это время не научился решать головоломку и не добрался до раствора сахарозы. При этом на ранних этапах эксперимента насекомые исследовали устройство, но со временем головоломка переставала их интересовать. Только в одной колонии кому-то однажды удалось передвинуть синий рычаг, но больше такого поведения не повторялось.

Тогда ученые взяли несколько шмелей из каждой колонии, чтобы научить их решать головоломку. Обучение давалось шмелям и ученым нелегко: исследователям пришлось ввести дополнительное вознаграждение, которое получали насекомые после того, как передвинули первый рычаг. Только так получилось заставить шмелей выполнять полную последовательность действий; на более поздних этапах обучения это вознаграждение удаляли. В итоге насекомые научились решать головоломку целиком, при этом они придумали два решения: некоторые шмели сначала полностью отодвигали синий рычаг, потом возвращались к красному и двигали его, а другие сдвигали синий рычаг совсем немного — только чтобы освободить красный, обходили красный рычаг и начинали толкать его (этот способ был популярнее — его использовали 6 шмелей из 9).

Затем исследователи организовали сеансы обучения для оставшихся шмелей, однако теперь они не учили их сами, награждая нужное поведение, а объединяли в пары с теми насекомыми, которые уже умеют решать головоломку. Парам шмелей предлагали по три закрытых коробки — и наивный шмель мог наблюдать за тем, как опытный решает задачу в течение 30–40 сеансов по 20 минут. В итоге 5 из 15 наивных насекомых научились решать головоломку, наблюдая и следуя за своими сородичами — на это им потребовалось около 13 часов, и в этом случае дополнительного вознаграждения не понадобилось. Научившихся шмелей отсаживали от демонстратора и предлагали решить задачу самостоятельно — и все пятеро с этим справились. Интересно и то, что шмели смогли перенять у сородичей лишь один способ решения головоломки — тот, при котором синий рычаг отодвигается лишь немного. Шмели, наблюдавшие за демонстраторами, которые сначала перемещали один рычаг до упора, а затем второй, научиться не смогли.

По всей видимости, шмели могут использовать социальное обучение, чтобы овладеть навыками, которые слишком сложны для освоения их в одиночку. Но может быть и так, что небольшая выборка в несколько десятков насекомых ограничивает исследование: если бы шмелей было больше, возможно, кто-то из них смог бы научиться решать головоломку самостоятельно. Кроме того, неизвестно, происходит ли подобное копирование инноваций у этих насекомых в естественной среде. Все это — вопросы для будущих исследований.

https://nplus1.ru/news/2024/03/07/bumblebees-social-learning

Категория: Пчелы | Просмотров: 64 | Добавил: Sergo | Рейтинг: 0.0/0


Последние новости

Создан позволяющий отличить слоновую кость от бивней мамонтов подход (11)

Сокращение численности карибу может быть связано с миграциями белохвостых оленей (12)

Зачем воскрешать мамонта (13)

Что стало с собаками после года веганской диеты (11)

Палеонтологи пересмотрели строение гигантских саблезубых лососей (31)

На темп и ритм птичьего пения повлияли гены (37)

Куры покраснели от эмоций (19)

На обочине дороги в Огайо заметили животное, истребленное 200 лет назад (35)

У черных ревунов обнаружили эффект дорогого врага (29)

Первые биолюминесцентные организмы появились 540 млн лет назад (20)

Клонировали еще двух вымирающих американских хорьков (20)

Поляризованный лунный свет помог муравьям отыскать путь домой (35)

Акулы предпочитают жить в теплой воде с температурой 20-22 градуса (23)

У миног нашли зачатки симпатической нервной системы (44)

Молодые самцы лазоревок уступили чужих самок старшим сородичам (25)

Палеонтологи открыли древнюю гигантскую змею (47)

Как работает антимикробный пептид из морского червя (26)

НАСА попросили помочь в поисках Лох-Несского чудовища (62)

Обнаружили останки крупнейшего ихтиозавра Земли (49)

Описали новый вид древних гигантских кенгуру (41)

Микробиологи рассказали о бактериальном вампиризме (33)

Шмели живут под водой неделю (30)

Новый микроорганизм назвали в честь братьев Стругацких (34)

Подземного муравья из Австралии назвали в честь Волан-де-Морта (29)

Бигфут скрывается в горах с таинственной энергией (114)

Огромный осьминог, съевший лошадь (79)

Фото странного существа в реке Гудзон (80)

Грязный воздух изменил половые предпочтения насекомых (45)

Выяснили причину специфического запаха кошачьих меток (45)

Неизвестные ископаемые кости приписали гигантскому ихтиозавру (52)

Взрослые городские гульманы оказались левшами (42)

Рейнджеры сфотографировали редкое животное в австралийской глубинке (49)

Младшие птенцы удодов оказались консервами (52)

Изменение климата ухудшит зрение осьминогов (37)

Секрет слаженной работы термитов при строительстве гнезд (26)

Динозавры нарушили закон зависимости размеров от широт (31)

Необычно огромные глаза многощетинкового червя (32)

Как видят наш мир собаки и кошки (41)

Обнаружили в клетках мозга млекопитающих "вечные" РНК-молекулы (25)

Описали неизвестного ископаемого дельфина с необычным способом питания (41)

Каждая третья человекообразная обезьяна может исчезнуть с лица земли (27)

Новые фото Лох-Несского чудовища (150)

Охотник на бигфута обратился в департамент шерифа (59)

Бактерии способны вырабатывать стационарные спиральные волны (34)

Змеи узнали себя в «зеркальном тесте» (34)

Скорость роста исключили из факторов победы динозавров над современниками (41)

Описан скелет тиктаалика - одного из первых выходцев на сушу (45)

Открыли новый ископаемый вид ручейников (77)

Розовую рыбу с руками сняли среди обломков затонувшего парохода (66)

Нового геккона из Индии назвали в честь ван Гога (55)

Поиск


Популярное

Дикие люди Китая (34337)

Чупакабра напала на жителя Одесской области (22589)

Растения, питающиеся животными, издавна вселяли в сердца людей страх (21990)

Русские монстры: от древности до наших дней (20816)

Поведение хищников опровергает правила естественного отбора (16382)

Атлантическая треска может исчезнуть из-за роста кислотности океана (16001)

Загадочный Каспий. Морские монстры, НЛО, русалки (15537)

Морского червя приняли за инопланетянина (15041)

Откуда вынырнули русалки? (14852)

На дне Марианской впадины обитают чудовища (14630)

Славянская мифология. Сказочные существа. Часть 3 (14378)

В произведениях Говарда Лавкрафта действуют чудовища, живущие под землей (14136)

Неведомое существо обитает в Приморье (13757)

В Марианской впадине нашли загадочных существ и инопланетных гостей (13614)

Логово снежного человека обнаружено в США (13393)

В Риме гигантские сомы-мутанты пожирают птиц и крыс (12911)

Ровенский селянин поймал двух упитанных «чупакабр» (12009)

10 неожиданно опасных пород собак (11701)

Монстры океанов (11692)

Чупакабра добралась до Воронежской области (11597)

Морской змей в Черном море (11404)

Кракен - чудовище из морской бездны (11168)

Похороны настоящей… русалки (11150)

Обнаружено самое уродливое существо на планете (10998)

Рыба-мутант: что можно найти в водах Севана (10766)

Страшное насекомое замечено в Индии (10711)

Сказки - старшилки про Бабу-Ягу, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча (10701)

Крылья бабочки помогут создать антибликовое покрытие экранов (10652)

Распутывая ДНК бигфута (10627)

Крысы умнее, чем Google (10546)

Львы дружески трутся друг о друга (10500)

Когда просыпаются русалки (10478)

Экологи просят защитить карадагское чудовище (10343)

Мертвого загадочного зверя из США опознали (10205)

В китайской гробнице нашли вымершее существо (10173)

Грибы-монстры - пришельцы из космоса (10049)

Монстры уходят на глубину (10013)

Кого боятся белые акулы (9952)

Морские дьяволы (9831)

Хайгейтские вампиры (9754)

Проект "Криптозоология" © 2010-2024 При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна

Яндекс.Метрика