Самки чернохвостых оленей учатся мигрировать у собственных матерей. К такому выводу зоологи пришли, проанализировав перемещения 16 представительниц этого вида и их дочерей.

Оказалось, что сведения, полученные оленихой во время первой осенней миграции в компании матери, оказывают значительное влияние на ее самостоятельные осенние миграции в последующие годы жизни, хотя и не определяют их полностью. Исследование опубликовано в Current Biology.
Многие копытные млекопитающие ежегодно мигрируют на сотни и тысячи километров в поисках пастбищ, пресной воды или мест для размножения. Среди них, в частности, африканские и азиатские антилопы, зебры и северные олени. Информацию о маршрутах таких путешествий отдельные особи могут получать из индивидуального опыта или от сородичей за счет социального обучения. При этом, по мнению специалистов, чаще всего копытные учатся мигрировать у собственных матерей, с которыми проводят первые месяцы жизни. Эта гипотеза кажется логичной; тем не менее, она редко подвергается проверке.
Команда зоологов под руководством Рианнон Якопак (Rhiannon P. Jakopak) из Университета Вайоминга решила выяснить, действительно ли матери являются для копытных основным источником сведений и миграционных маршрутах. Исследователи сосредоточили внимание на чернохвостых оленях (Odocoileus hemionus), которые обитают на западе Северной Америки. Многие представители этого вида с приходом зимы спускаются с гор в низины или перемещаются с севера на юг, а весной возвращаются, порой преодолевая сотни километров. Согласно предыдущим исследованиям, чернохвостые олени не просто кочуют от одного участка свежей травы к другому, а опираются на информацию, сохраненную в памяти.
В ходе работ на западе американского штата Вайоминг Якопак и ее коллеги поймали и снабдили ошейниками с GPS-навигаторами 16 пар чернохвостых оленей, каждая из которых состояла из взрослой самки и ее дочери. Перемещения помеченных животных отслеживали с момента рождения молодых олених до момента, когда они завершали свою третью осеннюю миграцию в примерно 2,5-летнем возрасте. Самцов в анализ не включили, поскольку они в течение первого года жизни часто покидают ареалы матерей и с меньшей вероятностью наследуют их миграционные маршруты.
Исследователи предполагали, что если чернохвостые оленихи действительно наследуют миграционные маршруты матерей, то пути, по которым самки перемещаются вместе с матерями в ходе своей первой осенней миграции, должны в значительной степени пересекаться с путями, по которым они следуют уже после начала самостоятельной жизни, во время второй и третьей осенней миграции. Анализ собранных данных частично подтвердил эти ожидания. У 11 молодых олених (или 69 процентов) маршрут первой миграции перекрывался с маршрутами второй и третьей миграции более чем на 25 процентов. С другой стороны, у пяти оставшихся молодых самок маршруты первой осенней миграции перекрывались с маршрутами второй и третьей осенних миграций менее чем на 1,7 процента.
Оленихи, частично унаследовавшие миграционные маршруты от матерей, могли ориентироваться на полученную от них информацию. Однако не исключено, что они, даже перейдя к самостоятельной жизни, просто продолжали путешествовать в материнской компании. Чтобы разобраться, какая из этих версий ближе к истине, авторы провели дополнительный анализ. В него включили девять олених, чьи матери были живы во время их второй и третьей миграций. Оказалось, что степень перекрытия между первой и двумя последующими осенними миграциями у молодых самок не зависит от того, перемещаются ли они вместе с матерями после перехода к самостоятельной жизни. Три оленихи из выборки действительно частично или полностью преодолевали второй и третий миграционные маршруты в материнской компании. Четыре других после перехода к самостоятельности мигрировали без матерей, но их пути в значительной степени пересекались с путем первой миграции.
Таким образом, самки чернохвостых оленей действительно получают сведения о миграционных маршрутах от матерей. Эта информация оказывает значительное влияние на собственные путешествия большинства из них, хотя и не определяет их полностью. Вероятно, она используется в качестве основы, на которую впоследствии накладываются сведения от неродственных особей или впечатления от взаимодействий с неродственными особями. При этом, как показало сравнение перемещений олених в разные годы, маршруты их миграций устанавливаются в годовалом возрасте. По мнению авторов, такая система обучения обеспечивает чернохвостым оленям гибкое миграционное поведение, позволяющее им выживать в изменчивом ландшафте.
https://nplus1.ru/news/2025/07/08/mule-deer-migration |