Шимпанзе в старости все реже занимаются колкой орехов, предпочитая питаться тем, для чего не нужны инструменты. К такому выводу пришли ученые, проанализировав многолетний архив видеозаписей орудийной деятельности шимпанзе в Гвинее. Впрочем, единственный самец из исследования продолжал активно использовать инструменты даже в пожилом возрасте. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

Дикие шимпанзе активно используют инструменты для добычи пищи: от удочек для ловли термитов до камней и наковален для колки орехов или моллюсков. Детеныши учатся этому у родителей и других опытных особей, а новые члены группы перенимают навыки у местных. И, поскольку шимпанзе способны учиться и во взрослом возрасте, оттачивать навыки они могут довольно долго. Например, недавно ученые выяснили, что по крайней мере до двадцати лет шимпанзе улучшают навык добычи пищи с помощью палочек. Однако до сих пор не было известно, что происходит с этими навыками по мере старения. Учитывая, что шимпанзе сталкиваются с ухудшением когнитивной и физической деятельности с возрастом, можно предположить, что старение негативно скажется и на орудийной деятельности.
Эллиот Ховард-Спинк (Elliot Howard-Spink) из Оксфордского университета и его коллеги из Великобритании, Португалии, США, Швейцарии и Японии решили разобраться в этом вопросе, для чего взяли данные из видеоархива за семнадцать лет. Записи велись на открытом воздухе в Боссу (Гвинея), где было множество наковален и камней для колки орехов. Ученые проанализировали записи, собранные в течение пяти полевых сезонов — за 1999, 2004, 2008, 2011 и 2016 год. Фокусными особями стали пять диких западных шимпанзе (Pan troglodytes verus) — четыре самки и один самец. На момент начала исследования испытуемым было от 39 до 44 лет, а к концу — от 56 до 61, что близко к максимальному возрасту, которого достигают шимпанзе в естественной среде. Исследователи оценивали, как часто эти особи посещали места колки орехов и насколько охотно и успешно раскалывали их. Параллельно ученые наблюдали за орудийной деятельностью молодых шимпанзе, чтобы понять, какие изменения связаны с сезоном, а какие — непосредственно со старением.
Стареющие самки шимпанзе с возрастом посещали места колки орехов реже — в 1999 году ученые наблюдали их примерно 0,68 раза в день, а в 2016 — 0,32 раза. Две самки со временем стали проводить меньше времени за орудийной деятельностью, даже когда посещали наковальни: 62,3 и 51,6 процента времени в 1999 году и 15,6 и 5 процентов времени в 2011. Три самки также стали тратить больше времени на выбор инструмента. Все четыре самки стали раскалывать орехи медленнее: в одном случае среднее время, которое требовалось для раскалывания одного ореха увеличилось на 5,7 секунды (52 процента), в других — от 9,7 до 28,4 секунды (79–158 процентов). Двум самкам потребовалось также больше ударов для достижения результата (на 100–200 процентов). Самец же, казалось, продолжал использовать инструменты как ни в чем не бывало, и посещал места колки орехов одинаково часто как в зрелом, так и в пожилом возрасте — не считая сезонных вариаций. То же наблюдалось и в молодой когорте.
Авторы заключили, что культурное поведение шимпанзе, как и поведение людей, может претерпевать возрастные изменения, которые варьируются у разных особей. Хотя выборка была небольшой, а различные экологические факторы вроде доступности других источников пищи в исследовании не учитывались, ученые все же склонны утверждать, что наблюдаемые изменения связаны именно со старением.
https://nplus1.ru/news/2025/07/24/using-tools-in-old-age |